ГБДОУ №58 Приморского района

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №58 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга

Наши воспитатели
Рекомендации для педагогов

Учитель-логопед Мурашко Ю.П. Преодоление нарушения лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи

17 декабря 2020

Учитель-дефектолог Мурашко Юлия Петровна

Преодоление нарушения лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи

Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования.

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетика, лексика, грамматика. Если ребенку не оказывается ранняя и своевременная помощь, то к моменту поступления в школу он будет находиться на недостаточном уровне своего речевого развития, чтобы успешно осваивать школьные знания.

В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его активизация и закрепления занимают большое место.

Предлагаемая методика будет способствовать более эффективному преодолению нарушений лексики; расширению объема, актуализации словаря; совершенствованию семантической структуры слова у детей.

Развитие словаря существительных

1. Игра «Назови части тела»

Материал: предметные картинки

Взрослый называет слово, предлагает назвать его части. Например,

Кот – тело, хвост, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, шерсть…

Грузовик - ….

Дом - …

Дерево - …

Самолет - …

Рубашка - …

Стул - …

2. Отгадывание предмета по названию его частей

Предлагается следующий речевой материал:

- Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик)

- Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево)

- Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля)

- Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль)

- Подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак (дом)

- Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет)

- Глаза, рот, нос, брови, щеки, лоб, подбородок (лицо)

- Рукава, воротник, манжеты, карманы (рубашка)

- Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова)

- Пол, стены, потолок, окно (комната)

- Подоконник, рама, стекло (окно)

Детям предлагается отгадать и назвать предмет по названию его частей.

3. Загадки-описания

Предлагается несколько картинок животных. Взрослый читает описание животного. Например:

Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый;

Я большой, серый, с хоботом и большими ушами;

Я маленький, серый, с длинным хвостиком;

Я грозный, большой, с длинной гривой;

Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами.

После прочтения описания взрослый предлагает детям выбрать из имеющихся картинок нужную (жираф, слон, мышь, лев, верблюд).

Развитие глагольного словаря

1. Игра «Кто как передвигается»

Материал: картинки

Взрослый показывает картинки, дети определяют их и называют как они передвигаются.

Лошадь – скачет

Черепаха – ползает

Птица – летает

Рыба – плавает

Собака – бегает

Лягушка – прыгает

2. Игра «Кто как есть?»

Материал: картинки с изображением животных. Взрослый показывает картинки, дети определяют их и называют как они едят

Петух – клюет зерно

Мышка – ест сыр

Собака – грызет кость

Кошка – лакает молоко

Лошадь – жует сено

3. Игра «Кто как голос подает»

Материал: картинки

Взрослый показывает картинки, лети определяют их и называют кто как голос подает

Утка – крякает

Собака – лает

Петух – кукарекает

Мышка – пищит

Птица – поет

Лошадь – ржет

Голубь – воркует

Воробей – чирикает

Лягушка – квакает

Волк – воет

Курица – кудахчет

Гусь – гогочет

Ворона – каркает

Сорока – стрекочет

Кошка – мяукает

Корова – мычит

Свинья – хрюкает

Овца – блеет

4. Игра «Кто что умеет делать?»

Материал: картинки с изображениями профессий людей.

Взрослый показывает картинки. Дети должны назвать что делает:

Воспитатель – воспитывает

Учитель – учит

Строитель – строит

Доктор – лечит

Водитель – водит

Продавец – продает

Художник – рисует

Фотограф – фотографирует

Повар – варит, жарит, парит

Развитие словаря прилагательных

1. «Добавь-ка»

Взрослый называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Побеждает тот, кто назовет последним слово-прилагательное.

Трава (какая она?) – зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная….ж.

Стол (какой он?) – деревянный, круглый, обеденный, компьютерный….

Платье (какое оно?) – красивое, длинное, короткое, летнее, красное, пестрое, легкое, нарядное….

Фрукты (какие они?) – сочные, спелые, вкусные, сладкие, кислые, зеленые….

2. Составление детьми загадок-описаний по определенному плану

Материал: картинки с одеждой

Взрослый раздает детям картинки с одеждой. Детям предлагается составить загадку про одежду, используя описание цвета, величины, форма материала, из которого она сделана, времени года, когда ее носят. Остальные дети ее отгадывают. Например: полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью и зимой… (шарф).

Развитие словаря прилагательных

1. Игра «Закончи-ка»

Взрослый просит закончить предложение и назвать слова «неприятели».

Слон большой – комар …

Камень тяжелый – пушинка …

Золушка добрая – мачеха …

Сахар сладкий – горчица …

Дерево высокое – куст …

Дедушка старый – внук …

Суп горячий – компот …

Лев смелый – заяц …

Молоко жидкое – сметана …

Река широкая – ручей …

Работать трудно – отдыхать …

Днем светло – ночью …

Заяц скачет быстро – черепаха ползает …

Продавец продает – покупатель …

Друзья часто ссорятся, но легко …

Легко заболеть, но трудно …

Воспитатель спрашивает – дети…

Утром дети приходят в детский сад, а вечером …

Сначала гостей встречают, а потом …

При встрече здороваются, а при расставании …

Вечером ложатся в кровать, а утром …

2. Игра «Скажи наоборот»

Материал: картинки.

Взрослый просит «сказать наоборот», используя слова больше – меньше, тяжелее – легче, выше – ниже, быстрее – медленнее и т.д. Например: Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже? Слон и медведь. Кто тяжелее, кто легче? Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее? Грузовик и такси. Что больше? Что меньше?