ГБДОУ №58 Приморского района

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №58 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга

Наши воспитатели
Рекомендации для педагогов

Воспитатель Елизарова Ольга Викторовна. Словарная работа как фундамент для последующей работы по обучению детей связной речи

30 декабря 2019

Автор воспитатель Елизарова Ольга Викторовна

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.

Взгляд на слово как на "феномен мышления" определяет своеобразие и роль словарной работы с детьми. Она тесно связана с развитием познавательной деятельности, с накоплением представлений об окружающей жизни, сформированием элементов понятийного мышления.

В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.

Л.С. Выгодский, исследуя проблемы обучения, писал: "Если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослым, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она станет его собственной. Для того чтобы ребенок сделал ту или иную программу своей, необходимо использовать те виды деятельности, которые привлекают его, соответствуют его возрасту".

Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка.Овладение словарем является важным условием умственного развития ребенка.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, общения.

Бедность словаря мешает полноценному общению, аследовательно, и общему развитию ребенка. И, напротив , богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. 

Своевременное развитие словаря - один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Заниматься словарной работой необходимо с детьми, начиная с раннего возраста. Если же в перые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общения. работа над словарем уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку имено здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Таким образом, роль слова какважнейшей единицы языка и речи, его значения в психологическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду. Словарная работа является фундаментом для последующей работы по обучению детей связной речи.