Учитель-логопед Саркисян Г.Ю. Развитие темпа и ритма речи
09 января 2020
Автор: учитель-логопед Саркисян Гаянэ Юрьевна
Где нет ритма - нет жизни. Ритм заложен во всей Вселенной. он регулирует движение Солнца, регулирует наше средцебиение и дыхание, меняет лето на осень, зиму на весну, вращает планеты вокруг оси и Солнца. Ритмичность принадлежит к естественным чувствам человека. Внутренний ритм нашей жизни непременно проявляется в нашей речи, в частности, в ее темпо-ритмике. Когда оратор говорит долго в одном темпе и ритме, речь его становится бесцветной, неживой и усыпляет или утомляет слушателей. Живая разговорная речь отличается бесконечным многообразием и сменой темпо-ритма. ритм речи чрезвычайно сложен. Нарушение его затрудняет, искажает речь. имеющий отклонение в темпо-ритмической организации речи ребенок, может ускорить или замедлить темп речи в пределах одной фразы или слова, пропустить слоги в слове, слова в фразе, заменить ударения.
Темп речи может быть нормальным или патологическим.
Тахилалия (от греч. tachis - быстрый, lalia - речь) - патологическое убыстрение темпа речи.
Брадилалия - еестественно замедленный темп речи, чтения и письма, монотонность голоса, длительные паузы между словами, растянутое произношение звуков речи.
С такими патологическими состояниями мы не встречаемся, а вот отклонения от нормы у детей Вы можете наблюдать.
Нарушение темпа речи - это чрезмерное замедление речи и такое же убыстрение ее. Большинство детей в дошкольном возрасте говорят быстро; это может объясняться тем, что у них еще слабы тормозные процессы и контроль за своей речью. Если в семье преобладает быстрая, торопливая речь, то быстрый темп речи становится привычным; в переходном ворасте он имеет тенденцию еще усиливаться; у детей-невропатов быстрый темп речи приводит к возникновению заикания.
В процессе тренировки темпа и ритма речи необходимо выработать следующие умения:
- двигаться в заданном темпе;
- чередовать движения в различном темпе;
- сочетать согласованные движения с ритмической организацией высказывания и проговариванием в нужном темпе;
- проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе и ритме.
Где можно развивать ритм и темп речи?
- Пластичные движения, танцы под музыку
- Хороводные игры ("Каравай", "Где же наши ручки" и т.д.)
- Пение
- Подвижные игры с речевкой ("Кот и мыши", "У медведя во бору" и т.д.)
- Ритмическая нимнастика с речью
- Пальчиковая гимнастика
- Словесные игры ("Доскажи словечко")
- Маршировка и бег с ускорением и замедлением
Вы можете ознакомиться с играми и упражнениями по развитию темпа и ритма речи, посмотрев материал на данную тему.