ГБДОУ №58 Приморского района

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №58 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга

Наши воспитатели
Рекомендации для педагогов

Учитель-логопед Г.Ю. Саркисян. Игры и упражнения для формирования навыка образования уменьшительно-ласкательных форм слов, существительных во множественном числе в родительном падеже

25 декабря 2019

В ходе нормального речевого развития из всех имеющихся в языке суффиксов ребенок раньше всего усваивает уменьшительно-ласкательные суффиксы. Согласно А.Н. Гвоздеву, первые случаи употребления форм с этими суффиксами отмечаются в речи детей приблизительно в возрасте 1г. 2м. В период с 1г.9м. до 2л2м. наиболнн часто употребляются суффиксы -к-, -ок-, -очк-, -ечк-. Это можно объяснить двумя причинами. первая из них состоит в том. что он очень часто слышит от взрослых слова с этими суффиксами: его просят дать ручку, почистить зубки, помыть личико, лечь в кроватку и т.д. Поэтому ребенок легко запоминает именно такие формы слов.

Вторая причина заключается в том, что добавление к словам уменьшительных суффиксов менее всего изменяет смысловое значение слова. Напрмер, кроватка так и остается кроватью, то есть предметом для сна, только как бы уменьшилась в размерах. Добавление же к словам других суффиксов обычно резко меняет их смысловое значение.

Однако при всей сравнительной легкости усвоения общего смыслового значения уменьшительных суффиксов дети в то же время не могут сразу их усвоить сами эти многочисленные суффиксы и научиться правильно их употреблять. Это приводит к тому, что на ранних этапах речевого развития они заменяют более редко встречающиеся суффиксы более распространенными. Так, усвоив смысловое значение уменьшительности суффикса -ик- по аналогии со словом "столик" они говорят "лошадик" вместо "лошадка", "петушик" вместо "петушок", "лампик" вместо "лампочка" и т.д.

Все сказанное свидетельствует о том, что очень важно каждому ребенку дошкольного возраста оказать своевременную помощь в более быстром и легком усвоении им как уменьшительных, так и всех других суффиксов. Вот некоторые игры и упражнения, которые помогут Вам сформировать у детей правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами


1. Игра "Кто самый внимательный"

Пеагог раздает детям карточки с изображением кружков большого и маленького размера и дает задание: "Когда я буду говорить про большие предметы, показывайте карточку с большим кружом, а про маленькие  - карточку с маленьким кружком". Далее педагог произносит ряд существительных в начальной форме и уменьшительно-ласкательной форме. Дети на слузх различают эти формы и поднимают нужную карточку. Слова произносятся с одинаковой интонацией, чтобы дети при дифференциации ориентировались только на морфемный состав слова.

2. Динамическая пауза. Игра с мячом "Скажи наоборот"

Педагог предлагает детям поиграть в игру "Скажи наоборот". он объясняет правила: "Я буду говорить про большие предметы, а вы про маленькие". Затем логопед говорит про маленькие предметы. а дети - про большие.

3. Игра "Изменялки"

Педагог: - Будем с мячиком играть, предложения изменять. Я буду каждомуиз вас называть предложения и бросать мячик. вы изменяйте предложение так, чтобы в нем появились ласковые слова и бросайте мячик обратно.

- Собака догоняет зайца (Собачка догоняет зайчика)

- Мама вяжет носок (мамочка вяет носочек)

- Белка грызет шишку (Белочка грызет шишечку)

- Папа читает книжку (Папочка читает книжечку)

- Лена надевает юбку (Леночка надевает юбочку)

4. Игра "Из чего?"

Педагог: - Герой рассказа "Незнайка" Сиропчик очень любит варить и угощать вареньем своих друзей. Давайте назовем ягодки, которые мы собрали для нашего угощенья (малинка, брусничка, вишенка и т.д.)

5. игра "Сладости для пончика"ъ

Педагог: - Вы узнали, ребятки, кто это? Правильно, это наш сладкоежка Пончик. У него сегодня день рождения, и он больше всего ждет сладких подарков. Давайте угостим нашего друга сладостями.

6. Игра "Четвертый лишний"

На доску выставляются 4 картинки: 3 картинки с изображением больших предметов, а 1 картинка - с изображением маленького предмета. Например, нос, шарф, домик, куст. Детям предлагается назвать картинки, выделить лишнюю и объяснить почему она не подходит. Таким образом отрабатывается 5-6 рядов.

7. Игра "Кто у кого?"

В процессе игры требуются картинки с изображениями животных и их детенышей. В начале педагог загаывает детям загадку про животного. Например: " Хвост пушистою дугою, Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, по деревьям может лазать, Строит он свой дом в дупле, Чтобы жить зимой в тепле". Кто это? (Белка) А как называют детеныша белки? (бельчонок). Педагог называет животных и показывает картинки. Дети вспоминают название детеныша животного (лисенок. котенок и др.)

8. Закрепление уменьшительно-ласкательных суффиксов в стихах и потешках.

Спелую малинку

Собери в корзинку,

А свою картинку

Положи в машинку.

 

У дорожки выросла

Стройная рябинка.

А с рябинкой рядышком - 

Славная осинка.

 

Лисичка-сестричка

Пила всё водичку

В гостях у синички

У маленькой птички

 

Долго я слушал соловушку

Пока не устала головушка.

Плавает плавно лебёдушка,

Вдаль улетает журавушка.

 

10. Грамматика в рассказах и сказках. Тема "Овощи"

Спор в огороде

Однажды в огороде овощи затеяли спор - кто из них самый хороший.

- Я, морковка, такая красивая и полезная. Я самая хорошая!

- Да нет же, это я, огурчик, самый хороший. Я такой зеленый, длинный, хрустящмй и вкусный! 

-Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас - мы такие красные, крыглые, ну просто загяденье!

- Нет, я, лучок, самый-самый хороший! У меня такие длинные тонкие зеленые перья есть как ни у кого из вас!

- Что бы вы не говорили, а лучше укропчика во всем огороде никого не найти! Я такой ароматный и зеленый!

Так овощи проспорили весь день - кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, а затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: "Салат из наших овощей - самый хороший и вкусный".